В преддверии Дня признания независимости Республики Южная Осетия прошла встреча сотрудников Постоянного представительства РСО-Алания при Президенте РФ с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Южная Осетия в РФ Знауром Гассиевым. Беседуя с пресс-службой представительства, посол рассказал о последствиях «пятидневной войны» и перспективах развития независимой республики.
— Вероломное нападение в августе 2008 г. на спящий Цхинвал — лишь кульминация Грузинской агрессии, длившейся 25 лет, от разрушительных последствий которой сложно оправиться за столь короткое время, — сказал Знаур Гассиев. — Агрессором методично уничтожалось абсолютно все: населенные пункты, инфраструктура и экономическая составляющая республики. Восемь лет назад Грузия приступила к реализации плана под названием «Чистое поле» и обрушила на мирных жителей сотни кассетных бомб и снарядов залпового огня. Цхинвал и его окрестности были практический полностью уничтожены.
— Какой война останется лично для Вас?
— 8 августа 2008 года останется в нашей памяти, несомненно, днем скорби, но он предшествовал дню нашей победы. Это та самая кровавая точка отсчета, отделившая нас от 25-летнего насилия Грузии окончательно. Война 2008 года — это беспрецедентная по жестокости акция преступного режима Саакашвили. Сотни убитых, сожженных, добитых после массированной бомбежки людей. Мы тогда воззвали к России и нас услышали. Силы 58-й армии, наша регулярная армия и ополченцы разбили авангард карателей и отбросили грузинские войска от республики, а 26 августа 2008 года Россия признала нашу государственность.
— Как можно охарактеризовать отношения Южной Осетии и Грузии в настоящий момент?
— С Грузией у нас сегодня нет дипломатических отношений, и говорить о них преждевременно. Как мы можем сотрудничать с агрессором, который до сих пор обосновывает свои преступные действия, а день 8 августа считает днём военной доблести своей армии?
Несмотря на это, мы ведем диалог в рамках женевских дискуссий. На сегодняшний день состоялось уже 36 встреч в данном формате. Однако неконструктивная позиция грузинской стороны, отказывающейся давать гарантии неприменения силы и подписывать соответствующий документ, контрпродуктивно сказывается на ходе переговоров в целом.
В своём недавнем обращении к иностранным послам, аккредитованным в России, я сравнил 25-летний грузинский террор с кровавыми атаками радикальных террористических организаций. И они на самом деле схожи! И по целям и по характеру! Только действия Грузии еще страшнее, так как совершались они государством — членом ООН, позиционирующим себя цивилизованной, демократической страной, а движущей идеологией кровавых актов был радикальный национализм. Мы до сих пор не услышали слов раскаяния от южного соседа за все содеянное в течение десятков лет. Являясь мирным народом, мы всегда выступаем за мирное взаимодействие, культурное и экономическое сотрудничество. Но для этого Грузия должна покаяться за все преступления перед матерями погибших, покаяться за смерть беззащитных стариков и детей! Покаяться за разрушенный Цхинвал, за сожженные села, за сотни изгнанных осетин из Грузии! Только в этом случае мы можем говорить о начале диалога, основанного на принципах суверенитета и равноправия.
— Как развиваются отношения Южной Осетии с Россией?
— Россия — самый близкий друг и союзник. Россия спасла нас от уничтожения и подала всему миру пример, восстановив вековую справедливость, признав нашу государственность. Сегодня отношения Южной Осетии с Российской Федерацией развиваются в рамках подписанного в прошлом году договора о сотрудничестве и интеграции, который уже достаточно эффективно работает. Республика благодарна за ту бесценную помощь в восстановлении, оказываемую нам, и надеется на дальнейшее плодотворное сотрудничество во всех сферах межгосударственной деятельности.
— Чем живет Южная Осетия сегодня?
— На сегодняшний день темп восстановления и развития республики достаточно интенсивный. Наша приоритетная цель — достижение экономической самодостаточности, это вполне реально. Нами предпринимаются действия по возрождению и развитию сельскохозяйственного сектора, ведутся переговоры с регионами России. Уже подписан договор с Владимирской областью, в сентябре будем плотно работать с Воронежской. К концу года планируется восстановление драматического театра, одного из самых авторитетных театров в кавказском регионе. Это будет очень масштабный проект, на открытие которого планирует приехать и дать первый концерт Валерий Абисалович Гергиев.
— Северная и Южная Осетия хоть и разделены границей, но являются родиной единого этноса. Каким вы видите взаимодействие между Южной и Северной Осетией?
— Мы один народ, который связан не только языковым фактором, но и истоками, культурой, обычаями и единой историей. Сегодня у каждого осетина есть две республики, две родины: Республика Южная Осетия и Республика Северная Осетия — Алания. Республика Южная Осетия как итог реализации многовековой национальной идеи нашего народа, как независимое государство осетин-алан принадлежит всем осетинам на Земле. Надо налаживать сотрудничество на всех уровнях, ведь в духовном и культурном плане мы одна Осетия. Представляется перспективной совместная работа по привлечению инвестиций. Когда вы ведем переговоры с крупными инвесторами, выясняется, что кому-то из них выгодно налаживать производство в Южной Осетии, а кто-то хочет работать в Северной Осетии. Поэтому мы готовы работать в тандеме на благо нашей общей родины.
— Что бы Вы пожелали родному народу и республике не как политик и дипломат, а как патриот, человек неравнодушный к судьбе своей родины?
— Осетии, нашей родине, желаю хранить и не терять ту нравственность, которой мы всегда гордились, придерживаться тех принципов жизни, которые определили наши предки. В первую очередь хотел бы видеть здоровую, образованную и нравственную молодежь. Желаю духовного здоровья нашей молодежи, чтобы наш народ сделал уверенный шаг вперед, вобрал лучшее от современных тенденций и сохранял и развивал при этом осетинскую традиционную культуру. Тогда у нас все будет хорошо.